Слова: Денис КИРЕЕВ.
После рейтинга книг о музыке и рассказа о литературных успехов известных (и не очень) музыкантов нельзя обойти вниманием влияние рока на собственно литературу.
Музыка часто становилось предметом литературных произведений (можно вспомнить Патрика Зюскинда, Карела Чапека, Джеймса Болдуина или Тома Стоппарда) — и рок тут не стал исключением.
Рок в художественной литературе
Жизнь музыканта, с её стереотипами и мифологией, всегда интересна, и для некоторых является пределом мечтаний. Не удивительно, что писатели художественного жанра нет-нет, да и освещают в своих произведениях эту самую «рокерскую жизнь». Многие из них – журналисты, любящие при случае прихвастнуть на страницах своих книг знакомством с Дэвидом Боуи или Сергеем Курёхиным.
Некоторые просто берут рок-музыку как основу, и придумывают не только свои сюжеты, но и своих героев. Как, например, Сильвия Симмонс, выпустившая в 2004 году сборник рассказов «Даже для Зигги слишком дико». Книга получила очень высокие отзывы у известных музыкантов, таких, как, например Лемми Килмистер и Тори Амос. Большинство героев повторяются в рассказах и связаны между собой, что даёт возможность видеть читателю целостное произведение, а не просто разбросанные рассказы. В России эта книга вышла в 2007 году в жёлто-чёрной серии «Альтернатива», так же, как и книги Джона Кинга. Этот писатель, прославившийся жёсткой трилогией о жизнеописании английских футбольных фанатов, два года назад выпустил книгу под названием «Человеческий панк». Вообще, на полках наших магазинов можно найти много жёлто-чёрных книг о панке или со словом «панк» на обложке: «Основы панк-шуя», например. Кинг рассказывает нам об обычном парне по имени Джо Мартин. В жизни у него всё хорошо: девушка, друзья, он просто любит панк-рок, в общем, на фоне «Фабрики футбола» тут перед нами простая и вечная история.
В России очень любят писать фантастику, граничащую с абсурдом. Вот, например, книга Николая Якимчука «Курёхин, Пикассо и др.». Автор был лично знаком с Курёхиным и многими другими представителями тогдашнего рок-андеграунда, что стало точкой отправления для первой, документальной части. Она плавно перетекает во вторую, фантастическую, в которой уже появляются Пабло Пикассо, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и многие другие.
По-своему интересна повесть Александра Долгова «Цой. Чёрный квадрат» (автор называет её «киноповесть»), где Виктор Цой не погибает на трассе под Ригой, но его ждут испытания, разочарования и даже новая любовь и новая музыка. В 2011 году повесть была переиздана с дополнением в виде другой новеллы Долгова «Шевчук. Белый квадрат», в оригинале именуемой «Рукопись с того света». В ней всё начинается с того, что автор рассказывает нам о своей смерти. Затем он предаётся воспоминаниям о том, как как-то раз съездил на небольшие гастроли с группой «ДДТ». Долгов, многие годы бывший главным редактором журнала «Fuzz», довольно известный в рок-среде человек.
Заслуживает внимания Василий Соловьёв-Спасский и его «Всадники без головы, или рок-н-ролльный бэнд» – сборник эссе о наиболее интересных персонажах современной музыки: Боб Дилан, Нил Янг, Слай Стоун, Игги Поп, Ли «Скрэтч» Перри, Курт Кобейн, The Smiths, Шон Райдер. Всё написано высокопрофессионально, блестящим языком; сразу становится понятно, что автор прекрасно ориентируется в материале.
Знал ли Даниил Хармс, что его творчество породит новый художественный стиль, в котором Сергей Наконечный написал (и даже вынес в название) свою книгу «Рок-хармсинки, или Почему Майкл Джексон не боится Дэвида Боуи?». По сути, это сборник маленьких сюрреалистично-юмористических рассказов о музыкантах. Читается легко и весело.
Напоследок хочется обратить внимание на книгу Бернара Дейрие, Дени Лемери и Майкла Сэдлера «История музыки в картинках». Пусть она не о роке, а скорее о музыке классической, но выполнена в жанре комикса и преподносится настолько ярко и с чувством юмора, что её становится интересно читать любому. Это чудо пришло к нам из Франции, где комикс давно возведён в ранг искусства.
Разумеется, это далеко не всё, что могут преподнести нам самые разнообразные авторы, но точно интересное и яркое. Книжный рынок постоянно обновляется, так что выход чего-нибудь новенького точно не за горами.
Tweet
Один комментарий
«Даже для Зигги слишком дико» — хорошая книга, но местами пугает очень