Мне вообще непонятно, когда музыканты, которые играют альтернативную музыку, посещают преподавателей по вокалу. Чему их может научить старичок в костюме? Распевать гаммы? (Антон Слепаков, «И друг мой грузовик») Tweet
Продолжаем подводить итоги 2016 года. Мы ужевыяснили мнение, так сказать, трендсеттеров и мьюзикмейкеров. Настало время явить наше субъективное мнение.
Вот вам 10 самых значимых концертов года по мнению редакции, плюс ещё 10 — в шорт-листе.
Выявлены методом внутреннего диалога двух с половиной сотрудников нашего коллектива. Итак, поехали.
1. Пётр МАМОНОВ и совершенно новые ЗВУКИ МУ «Приключения Незнайки»
Заслуженная «русская народная галлюцинация», Пётр Николаевич Мамонов, в Томске побывал впервые — событие уже поэтому является знаковым. Но помимо этого, и сам его концептуальный концерт на сцене ЦК ТГУ оказался отнюдь не ретроспективой бронтозавра русского рока. Несмотря на возраст, музыкант находится в невероятной творческой форме, которой могут позавидовать большинство более молодых его коллег по музыкальной сцене. А новый состав коллектива со старым культовым именем состоит из совсем молодых людей, не отягощённых грузом наследия и свободных в своём творческом поиске и создаёт идеальный саундтрек для мамоновских психоделических спокенвордов, строгих блюзов и боксёрских эскапад: этакий трип-хоп XXI века, соединивший эйсид-джазовую буржуазную наполненность, ритмический стоицизм пост-панка и полёт эмбиента. Номинация «Легенда года», без дураков.
2. Борис ГРЕБЕНЩИКОВ с группой АКВАРИУМ и симфоническим оркестром
Монументальный, иначе и не скажешь,концертБориса Гребенщикова на сцене БКЗ совместно не только с музыкантами Аквариума, но и с Томским Академическим симфоническим оркестром (под управлением британского дирижёра и композитора-оркестровщика новой программы Саймона Басса), а также хором мальчиков «Глория», был, при этом, совсем не тяжеловесным — напротив, вполне волшебным и где-то даже заоблачно-воздушным. Струнные аранжировки давно заученных наизусть хитов БГ словно дали им некую вторую жизнь. А «Фавн» и вовсе стал продолжительной красивейшей сюитой. И самый трогательный момент концерта: мальчик лет 10-11, сначала стоявший прямо у сцены несколько песен подряд и в упор смотревший на БГ, а потом вдруг вылезший на сцену и обнявший его обеими руками… «Классика года», такую условную номинацию можно вручить этому концерту.
P.S. Единственный минус во всём этом — отсутствие какой-либо совместной работы нашей филармонии и тур-менеджмента Аквариума с прессой.
В это году Street Vision с лихвой реабилитировался и окупил прошлогодний уход в «виртуал». Трёхдневное действо в огромных ангарах было наполнено очень разнообразной концертной программой, при этом очень правильным шагом стал новый подход к её формированию — за счёт шоукейсов разных промо-групп и организаторов.
Dyad, Nuki и LTL в шоукейсе Zen, Lavalampa и ЭраРыб со струнным квартетом в шоукейсе «Нового Рока», Syntstate в шоукейсе КедроСаунда, G.Y.K. в шоукейсе Муз-онлайна, Убийцы Crystal и др. в шоукейсе Зураба, и, конечно, сеты Звёзд и Summer Of Haze — вот яркие моменты фестиваля. Ну а провальные моменты оказались связаны как раз с не включёнными в шоукейсы диджеями — тут отсутствие предварительного отбора сыграло злую шутку. И тем не менее — дадим условную номинацию «Размах года».
В этом году, наконец, «Тезисы» приехали в Томск основательно, с тремя концертами, и представительной европейско-кемеровской делегацией. Авангардв академичных стенах колледжа им. Э.Денисова, арт-перфомансы в «Аэлите», и наконец, пиршество всех красок андеграунда на совместном с Зурабом концерте в Hall Bar. Фантастические сеты немецко-швейцарского DDK и сибирского SIC!, кемеровских СНМ, Inorganic Blossoming и Plane Passenger, томских Sine Seawave и Lavalampa. «Эксперимент года».
Второй большой трибьют Вячеслава Шатова и Передвижных Хиросим, прошедший в почившем уже пабе «Гвозди», не только закрепил традицию, но и вышел на новую орбиту — впервые в нём приняли участие столичные гости. Представители московского «формейшена» Сантим и группа Ожог относятся к числу тех, кто активно продвигает наследие Шатова на общероссийской андеграундной сцене (наряду, скажем, с Экзичем или Ерменом Анти).
Думается, такое знакомство было полезно: томичи увидели, что песни ПХ — реальная современная классика, которую ценят далеко за пределами Томска, а гости убедились, что томские музыканты переосмысливают и дают новую жизнь шатовским песням в самых разных вариациях. Условная номинация «Наследие года».
Ещё один трибьют, и тоже уже вполне традиционный — трибьют группы Nirvana — который подвижническими стараниями Даниила Конинина прошёл в Томске уже в третий раз подряд, на сей раз в «Teatro». Торжество концептуализма и перефекционизма: сотни свежих лилий, огромная театральная люстра, виолончель, музыканты из Dak Houze, Other Noises, Следов и ЭрыРыб. Один из самых тщательно подготовленных и впечатляющих продуманностью концертов года, поэтому «Перфекционизм года».
У Натальи Нелюбовой в принципе вышел плодотворный на новые проекты год. Прекрасная электронная ЭраРыб, «Кулайский Джаз» с Андреем Иноземцевым и др., и вот это минималистское трио Нелюбова — Лосенков — Писанко. Слова в подзаголовке анонса «Чистые импровизации», или «Собрались хорошие люди и играют, как умеют» отлично отразили суть этого проекта: импровизации хватает, а умеют хорошие люди, как оказалось, многое.
Пусть не воду в вино, но любимый в народе романс в рэп-речитатив превратить могут, так же как и вводить в совершеннейший транс при помощи лишь тромбона, баса и гитары. Эксперимент оказался невероятно удачным. Его премьерный концерт в джаз-кафе Underground тянет на звание «Камерное шоу года».
Андрей SUN Запорожец уже бывал в нашем городе — но в составе дуэта 5’NIZZA. Свою группу SunSay он привёз к нам впервые. Недавно вышедший альбом «Выше головы» получился под стать названию — лёгкий, воздушный, фанково-соуловый. Таким же вышел и концерт — настоящий праздник «чёрной» музыки. Сам артист в гримёрке после шоу был невесел — его удручает малая востребованность концертов у публики. Но, разумеется, сотня зрителей с ним вряд ли согласится — для них это был редкий по энергетике заряд чистой незамутнённой радости. Концерт заслуженно получает номинацию «Позитив года».
Некогда более-менее регулярные выступления экс-вокалиста Будней Лепрозория были на томской сцене своеобразной константой — пусть для немногих, зато неизменно прекрасные. Но вот уже несколько лет как Глеб стал редким гостем в родном городе, перебравшись сначала в Кемерово, а теперь в Ханты-Мансийск.
В ушедшем году Успенский наконец доехал до томичей, дав отличный концерт в рамках одной из лучших своих программ «Жестокая лирика» на сцене рок-бара «Rockot». По-летнему немногочисленная, но верная публика погрузилась в особое, немного подзабытое, но такое родное состояние. Это проверенная временем атмосфера — сродни тому же постоянству, сколь постоянным может показаться несведущему постороннему Том Уэйтс или, к примеру, Егор Летов. «Возвращение (к родным пенатам) года», никак не иначе.
Отзывы об этом мероприятии под названием «Ночь Cosmos» были более чем противоречивы — организаторы явно не рассчитали то количество людей, которое готово прийти в планетарий, в то время как он обладает достаточно скромной вместимостью. Плюс к тому администраторы этого учреждения запускали внутрь концертного пространства ограниченное количество зрителей, как при аншлаге в музее (но в музее-то экспозиция никуда не денется, а на концерте один коллектив сменяет другой). И всё же, лёгкий логистический коллапс, организационные проблемы и привкус разочарования у части аудитории никак не отменяют шикарности самой задумки — по сути напоминающей легендарную уже «Ночь Космонавтики», но в куда более концептуально правильном для этого месте. И тем более все эти недочёты не отменяют чудеснейших сетов от участников на фоне панорамы звёздного неба — особенно от Lavalampa и Panda In Shell. Назовём эту номинацию «Через тернии — к звёздам!, или Космос года».
Однако, в одну десятку сложно вместить всё заметное и интересное, что произошло за год в Томске. Поэтому — вот вам ещё так называемый
Гиг на неофициальном открытии этого заведения получился чуть ли не интереснее почти всего, что там происходило впоследствии, а выбор участников — просто идеален.
Нежная и душевная электроника от чудесной Риты Вихрии из Великого Новгорода не стала менее прекрасной из-за того, что на концерт пришло всего пять человек.
Умка бывала в Томске неоднократно, но свой «Новый состав» привезла впервые. Это из тех концертов, от которых ждёшь не открытий, а «своей атмосферы» — и получаешь с лихвой.
Итоги 2016: концерты — выбор редакции
Вот вам 10 самых значимых концертов года по мнению редакции, плюс ещё 10 — в шорт-листе.
Выявлены методом внутреннего диалога двух с половиной сотрудников нашего коллектива. Итак, поехали.
1. Пётр МАМОНОВ и совершенно новые ЗВУКИ МУ «Приключения Незнайки»
Заслуженная «русская народная галлюцинация», Пётр Николаевич Мамонов, в Томске побывал впервые — событие уже поэтому является знаковым. Но помимо этого, и сам его концептуальный концерт на сцене ЦК ТГУ оказался отнюдь не ретроспективой бронтозавра русского рока. Несмотря на возраст, музыкант находится в невероятной творческой форме, которой могут позавидовать большинство более молодых его коллег по музыкальной сцене. А новый состав коллектива со старым культовым именем состоит из совсем молодых людей, не отягощённых грузом наследия и свободных в своём творческом поиске и создаёт идеальный саундтрек для мамоновских психоделических спокенвордов, строгих блюзов и боксёрских эскапад: этакий трип-хоп XXI века, соединивший эйсид-джазовую буржуазную наполненность, ритмический стоицизм пост-панка и полёт эмбиента. Номинация «Легенда года», без дураков.
2. Борис ГРЕБЕНЩИКОВ с группой АКВАРИУМ и симфоническим оркестром
Монументальный, иначе и не скажешь, концерт Бориса Гребенщикова на сцене БКЗ совместно не только с музыкантами Аквариума, но и с Томским Академическим симфоническим оркестром (под управлением британского дирижёра и композитора-оркестровщика новой программы Саймона Басса), а также хором мальчиков «Глория», был, при этом, совсем не тяжеловесным — напротив, вполне волшебным и где-то даже заоблачно-воздушным. Струнные аранжировки давно заученных наизусть хитов БГ словно дали им некую вторую жизнь. А «Фавн» и вовсе стал продолжительной красивейшей сюитой. И самый трогательный момент концерта: мальчик лет 10-11, сначала стоявший прямо у сцены несколько песен подряд и в упор смотревший на БГ, а потом вдруг вылезший на сцену и обнявший его обеими руками… «Классика года», такую условную номинацию можно вручить этому концерту.
P.S. Единственный минус во всём этом — отсутствие какой-либо совместной работы нашей филармонии и тур-менеджмента Аквариума с прессой.
3. STREET VISION 2016.
В это году Street Vision с лихвой реабилитировался и окупил прошлогодний уход в «виртуал». Трёхдневное действо в огромных ангарах было наполнено очень разнообразной концертной программой, при этом очень правильным шагом стал новый подход к её формированию — за счёт шоукейсов разных промо-групп и организаторов.
Dyad, Nuki и LTL в шоукейсе Zen, Lavalampa и ЭраРыб со струнным квартетом в шоукейсе «Нового Рока», Syntstate в шоукейсе КедроСаунда, G.Y.K. в шоукейсе Муз-онлайна, Убийцы Crystal и др. в шоукейсе Зураба, и, конечно, сеты Звёзд и Summer Of Haze — вот яркие моменты фестиваля. Ну а провальные моменты оказались связаны как раз с не включёнными в шоукейсы диджеями — тут отсутствие предварительного отбора сыграло злую шутку. И тем не менее — дадим условную номинацию «Размах года».
4. Фестиваль «ТЕЗИСЫ 2016».
В этом году, наконец, «Тезисы» приехали в Томск основательно, с тремя концертами, и представительной европейско-кемеровской делегацией. Авангард в академичных стенах колледжа им. Э.Денисова, арт-перфомансы в «Аэлите», и наконец, пиршество всех красок андеграунда на совместном с Зурабом концерте в Hall Bar. Фантастические сеты немецко-швейцарского DDK и сибирского SIC!, кемеровских СНМ, Inorganic Blossoming и Plane Passenger, томских Sine Seawave и Lavalampa. «Эксперимент года».
5. Трибьют Вячеслава ШАТОВА
Второй большой трибьют Вячеслава Шатова и Передвижных Хиросим, прошедший в почившем уже пабе «Гвозди», не только закрепил традицию, но и вышел на новую орбиту — впервые в нём приняли участие столичные гости. Представители московского «формейшена» Сантим и группа Ожог относятся к числу тех, кто активно продвигает наследие Шатова на общероссийской андеграундной сцене (наряду, скажем, с Экзичем или Ерменом Анти).
Думается, такое знакомство было полезно: томичи увидели, что песни ПХ — реальная современная классика, которую ценят далеко за пределами Томска, а гости убедились, что томские музыканты переосмысливают и дают новую жизнь шатовским песням в самых разных вариациях. Условная номинация «Наследие года».
6. Трибьют NIRVANA «Unpluggedin. Epilogue»
Ещё один трибьют, и тоже уже вполне традиционный — трибьют группы Nirvana — который подвижническими стараниями Даниила Конинина прошёл в Томске уже в третий раз подряд, на сей раз в «Teatro». Торжество концептуализма и перефекционизма: сотни свежих лилий, огромная театральная люстра, виолончель, музыканты из Dak Houze, Other Noises, Следов и ЭрыРыб. Один из самых тщательно подготовленных и впечатляющих продуманностью концертов года, поэтому «Перфекционизм года».
7. «Кулайский минимализм» Натальи НЕЛЮБОВОЙ
У Натальи Нелюбовой в принципе вышел плодотворный на новые проекты год. Прекрасная электронная ЭраРыб, «Кулайский Джаз» с Андреем Иноземцевым и др., и вот это минималистское трио Нелюбова — Лосенков — Писанко. Слова в подзаголовке анонса «Чистые импровизации», или «Собрались хорошие люди и играют, как умеют» отлично отразили суть этого проекта: импровизации хватает, а умеют хорошие люди, как оказалось, многое.
Пусть не воду в вино, но любимый в народе романс в рэп-речитатив превратить могут, так же как и вводить в совершеннейший транс при помощи лишь тромбона, баса и гитары. Эксперимент оказался невероятно удачным. Его премьерный концерт в джаз-кафе Underground тянет на звание «Камерное шоу года».
8. SUNSAY c премьерой нового альбома
Андрей SUN Запорожец уже бывал в нашем городе — но в составе дуэта 5’NIZZA. Свою группу SunSay он привёз к нам впервые. Недавно вышедший альбом «Выше головы» получился под стать названию — лёгкий, воздушный, фанково-соуловый. Таким же вышел и концерт — настоящий праздник «чёрной» музыки. Сам артист в гримёрке после шоу был невесел — его удручает малая востребованность концертов у публики. Но, разумеется, сотня зрителей с ним вряд ли согласится — для них это был редкий по энергетике заряд чистой незамутнённой радости. Концерт заслуженно получает номинацию «Позитив года».
9. Глеб УСПЕНСКИЙ с «Жестокой лирикой»
Некогда более-менее регулярные выступления экс-вокалиста Будней Лепрозория были на томской сцене своеобразной константой — пусть для немногих, зато неизменно прекрасные. Но вот уже несколько лет как Глеб стал редким гостем в родном городе, перебравшись сначала в Кемерово, а теперь в Ханты-Мансийск.
В ушедшем году Успенский наконец доехал до томичей, дав отличный концерт в рамках одной из лучших своих программ «Жестокая лирика» на сцене рок-бара «Rockot». По-летнему немногочисленная, но верная публика погрузилась в особое, немного подзабытое, но такое родное состояние. Это проверенная временем атмосфера — сродни тому же постоянству, сколь постоянным может показаться несведущему постороннему Том Уэйтс или, к примеру, Егор Летов. «Возвращение (к родным пенатам) года», никак не иначе.
10. LAVALAMPA и PANDA in SHELL в Томском Планетарии
Отзывы об этом мероприятии под названием «Ночь Cosmos» были более чем противоречивы — организаторы явно не рассчитали то количество людей, которое готово прийти в планетарий, в то время как он обладает достаточно скромной вместимостью. Плюс к тому администраторы этого учреждения запускали внутрь концертного пространства ограниченное количество зрителей, как при аншлаге в музее (но в музее-то экспозиция никуда не денется, а на концерте один коллектив сменяет другой). И всё же, лёгкий логистический коллапс, организационные проблемы и привкус разочарования у части аудитории никак не отменяют шикарности самой задумки — по сути напоминающей легендарную уже «Ночь Космонавтики», но в куда более концептуально правильном для этого месте. И тем более все эти недочёты не отменяют чудеснейших сетов от участников на фоне панорамы звёздного неба — особенно от Lavalampa и Panda In Shell. Назовём эту номинацию «Через тернии — к звёздам!, или Космос года».
Однако, в одну десятку сложно вместить всё заметное и интересное, что произошло за год в Томске. Поэтому — вот вам ещё так называемый
SHORT LIST:
1. «Гиг №3» в Hall Bar
Гиг на неофициальном открытии этого заведения получился чуть ли не интереснее почти всего, что там происходило впоследствии, а выбор участников — просто идеален.
2. Sax Machine в джаз-кафе «Underground»
Нечастый, прямо скажем, зверь в наших широтах — франко-американское джаззи хип-хоп трио (с примесью афробита и фанка).
3. Вихрия и Interna Mongolio в пабе «Гвозди»
Нежная и душевная электроника от чудесной Риты Вихрии из Великого Новгорода не стала менее прекрасной из-за того, что на концерт пришло всего пять человек.
4. Duot & SIC! в джаз-кафе «Underground»
Испано-португальский экспериментальный дуэт и сибирские импровизаторы в одном «флаконе».
5. Макулатура на «Зураб-наполненности»
Второй визит культовых экзистенциальных «реперов» в Томск — с премьерным показом новой документалки об этих проклятых поэтах.
6. Умка и новый состав в «Конце Фрунзе»
Умка бывала в Томске неоднократно, но свой «Новый состав» привезла впервые. Это из тех концертов, от которых ждёшь не открытий, а «своей атмосферы» — и получаешь с лихвой.
7. «Кулайский джаз» в джаз-кафе «Underground»
Неожиданный альянс джазового традиционалиста и крунера Иноземцева и спокойно нарушающей все правила и раздвигающей любые рамки Нелюбовой.
8. Аффинаж в байк-клубе «Засада»
Певцы нуар-шансона отметились за год в Томске дважды — летом ещё и в качестве коллектива Быдлоцыкл.
9. Jucifer в байк-клубе «Варяг»
Легендарные сладжеры из-за океана и примкнувшая к ним сборная томского хардкор-подполья.
10. Опен-эйр «Большой летний рок-концерт»
Ключевое слово тут «большой» — самый представительный по количеству участников летний гиг под открытым небом.
Вот такие итоги концертного года — посмотрим, что принесёт нам 2017-й!