TRAVVVMA «%» (Mindmap, 2020)

Written by . Filed under CD, Архив, Видео, Проверено, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

travvvma - %Слова: Александр АРЛЯПОВ.


Начать этот текст хочется со стопроцентного штампа – вот он, АЛЬБОМ, КОТОРЫЙ ЖДАЛИ (пусть не так долго, как в своё время Jane Doe, но всё-таки). Первые концерты в 2018-м, первый сингл в начале 2019-го, полноценный лайв с премьерой будущего альбома и первого клипа – в ноябре 2019-го. И вот, наконец, в апреле 2020-го – долгожданный релиз!

И за это клише даже как-то и не стыдно. Объясню, почему. С этой группой, едва увидев её первый live в Hall Bar, я связал очень большие надежды. Сразу после первого публичного выступления оценочные авансы посыпались со всех сторон, группу сравнивали много с чем и с кем, изобретательность и плотность саунда вкупе с концептуальностью подачи впечатлили. К слову о концепции – сами музыканты предпочитают называть себя не группой, но аудио-визуальным проектом.

IMG_5458

Проект, или группа (не суть важно) travvvma состоит из трёх человек, в музыкальной тусовке вполне себе известных: запевшего ударника Ивана Легушева (ранее барабанившего в разных коллективах, от MM до кавер-бэндов; он же — автор всех текстов), клавишника Дмитрия Мищенко (в своё время игравшего в Back Beat Brothers и Lavalampa) и гитариста Василия Тамилина.

IMG_3664

К моменту первого выступления Дима Мищенко уже перебрался жить и работать в подмосковную Дубну, поэтому на концерте в «Холле» Ваня отдувался «за себя и того парня»: и стучал в барабаны, и запускал электронику. Вокала ещё не было, и потому сравнения навевались самые разные, от ирландских пост-рокеров God is an Astronaut, до некоторой томской традиции электронной и электронно-гитарной инструментальной музыки в русле Panda In Shell Лёши Лермонтова, Sure Project Юры Латыпова или Молчания Моря. Но впечатления были столь сильные, что в твиттере я назвал их томским открытием года (за что на меня даже т.с. «обиделась» Лена Кузнецова из Позоров).

Видео с первого выступления travvvma в Hall Bar (съёмка и монтаж — Олег Рудковский)

А потом вышел первый сингл «Есть в тебе», с вкрадчиво шепчущим спокенвордом от Вани Легушева (производившим впечатление киношного сэмпла, в духе некоторых работ podval capella, SunMan24 или томского проекта Rumble DP), который практически перевернул игру – полностью сместив восприятие и приходящие на ум аналогии в сторону трип-хопа.

Между тем, группа продолжала дистанционную работу над будущим альбомом, которая велась сначала на два (Томск и Дубна), а затем и на три города. Третьим городом стал Берлин – ибо томичи вышли на контакт с электронным продюсером Мэйзом (Сreativemaze) из немецкого коллектива Kiko King & Сreativemaze, который подключился к работе над треком «Vertical». То есть работали «по удалёнке» задолго до всех карантинов и пандемий.

В ноябре 2019-го случилась мощная презентация ещё невыпущенного альбома в пространстве FLAT, на которой группа (она же проект) выступила полным составом – Мищенко прилетел из Москвы, а трек «Мосул» спела специально приглашённая Нина Кукарцева (NiNa Band).

IMG_1450

Концерт сопровождался концептуальным видеорядом, а в завершение всего действа состоялась ещё и премьера видеоклипа на трек «Vnutri» (тот самый, что был выпущен раньше под названием «Есть в тебе»), снятого студией Cab’s Prod. Чуть позднее клип был признан лучшим видео года по версии «Нового Рока». Сама travvvma стала «Группой года 2019».

Но главным впечатлением на презентации было не столько шоу, сколько саунд. Это был уже третий вектор, или, точнее, некоторая конкретизация второго – не просто трип-хоп, а определённая, вполне стойкая, ассоциация с Massive Attack. Судить я могу более-менее предметно – не только по всем известным классическим релизам бристольских гениев, но и по их живым выступлениям (в августе 2018-го побывал на московском концерте в парке Горького).

Эти впечатления только закрепились после выхода самого альбома – он, наконец, вышел 15 апреля 2020-го на немецком лейбле Mindmap, где издаются те же Kiko King & Сreativemaze. К этому моменту уже все участники группы перебрались в белокаменную, пополнив ряды томских музыкантов, мигрирующих за лучшей долей в столичные края.

Сравнение с Massive Attack, впрочем, напрашивается не только саундом (хотя и им тоже), но и атмосферой, своеобразной обволакивающей звуковой магией отцов трип-хопа. Пусть я пристрастен, но шёпот Вани напоминает мне спокенворды 3D, его же пение – рулады Хораса Энди (как в «sletay»), а треки с женским вокалом – работу Massive Attack с соул-дивами типа Шары Нельсон. Конечно, тут есть много разных элементов и влияний, от краутовой ритм-секции (в «Holod», например) до минималистичной электроники, это не канонически выдержанный дистиллированный трип-хоп (который, впрочем, сам по себе тоже жанр-конструкт). Но я говорю именно об атмосфере.

В общем, не вижу ничего пафосного или натянутого в том, чтобы обозначить travvvma как вторую в новейшей истории томской сцены трип-хоп группу вполне европейского уровня (вторую – после s.p.u.l.), и, более того, провести ещё более чёткие аналогии с бристольской сценой:

если s.p.u.l. можно было охарактеризовать как условных «томских Portishead», то travvvma, конечно же, прямые кандидаты на положение «томских Massive Attack».


Всеми этими соображениями я поделился с музыкантами, заодно попросив их рассказать о работе над альбомом, сотрудничестве с немецкими коллегами и т.д.

IMG_3520

О работе над альбомом

Иван: Изначально мы решили собрать ЕР из трёх демо, которые, пару раз собравшись, набросали в Томске. Внезапный переезд Димы в Подмосковье естественным образом замедлил этот процесс. Вдруг начали появляться новые идеи, полетели в обе стороны диктофонные записи, миди-треки, проекты, в итоге ЕР пророс в LP, и, да, 80% материала была написана уже на три города. Опыт интересный, но повторять мы его не хотим.

Дмитрий: Когда работаешь над материалом в группе, но без репетиций, выходит совершенно не то, что могло бы выйти при работе всем вместе одновременно и в одном помещении. После выпуска сингла никаких осознанных раздумий о векторе движения и прочем не было, да и сейчас нельзя сказать, что есть – на тот момент мы просто накидывали идеи для новых треков, кидали какие-то наброски, и больше нас особо ничего не волновало. В итоге, первый альбом получился очень разношёрстным, и мы все ещё не получили какое-то общее звучание. У нас есть восемь треков, которые звучат совершенно в разном ключе, и мы это понимаем. Весь материал, зачастую ещё сырой, на уровне набросков, попадал ко мне, и мне надо было сделать из этого полноценный трек. Из-за этого в альбоме слишком много меня, гораздо больше, чем самому этого хотелось. Поэтому следующий релиз таким же образом записывать нельзя, и с этого момента мы придумываем музыку все вместе и никак иначе.

Василий: Конечно, расстояние играло против нас. К тому же, после переезда Димы мы были все ещё не сыгранной группой, и узнавать все тонкости граней стало сложнее. Мне кажется, огромную силу придавала наша первая репетиция – на ней было сразу понятно, что наше слияние не будет чем-то эфемерным. Работа над альбомом велась уверенно, но кое-где мучительно для каждого из нас. Возможно, эмоциональная подача где-то менее проработана, и «сцепка» в миксе могла выглядеть более органично в плане гитар. Находись мы в одной точке, наверное, он получился бы более цветастым в плане аранжировок.

IMG_5518

О знакомстве с Kiko King & Creativemaze

Иван: Они приезжали 24-25 апреля 2019-го в Россию и примерно за три месяца я написал им в direct, мол, мы из Сибири, у нас есть крутой проект, мы большие поклонники вашего творчества, давайте что-нибудь вместе запишем. На самом деле я просто решил попробовать. Катя (жена) говорила мне, что я е**нулся (сошёл с ума – прим.ред.), и они мне не ответят. Но они через пару дней ответили и попросили прислать демо. Мы им отправили «Вертикаль» и через неделю получили ответ: «Поговорим в Москве». После концерта я подошёл, мы посидели в гримёрке, потом пошли гулять, пообщались, выпили, в итоге разошлись где-то в 5 утра. В тот же вечер я познакомился с музыкантом Hukyda. Он уже 2 года как с ними дружил (и вообще несколько месяцев жил у Мэйза в 2018-м). И это было большой удачей, так как он не только крутой музыкант и хороший парень, но и здорово владеет английским. Ну, а после того как они вернулись в Берлин, а я в Томск, мы приступили к дальнейшей работе «по переписке».

Kiko King & creativemaze

Kiko King & Сreativemaze

Про сингл

Дмитрий: На альбоме версия другая, потому что первая не совсем подходила нам под остальной альбом, плюс Ваня забраковал старую концовку и я с ним согласен. Новая версия нравится нам больше.
Василий: Совершенству нет предела, даже на лайве он звучит по иному.
Иван: А название трека на альбоме поменяли исключительно из-за кривого написания транслитом, «est v tebe» читалось слегка двусмысленно.

Про вокал

Иван: Вкрадчивый спокенворд ещё будет. Может быть, не такой вкрадчивый… В очередной раз смоделировать ситуацию, когда ты пишешь голос в четыре часа ночи на кухне в микрофон макбука, а за фанерной дверью спит семья, будет сложно. Но несколько демо с проговариваемыми цитатами Эдварда Мунка и Винсента Ван Гога для возможных будущих треков уже имеются. А необходимость петь возникла сама собой. Это сугубо композиторское решение. Исходя из авторской задумки, хотелось именно петь: когда в треке поднимается bpm, так и хочется протянуть пару гласных.

IMG_1421

Иван: Одно точно: когда появились первые наброски песни «Мосул», стало очевидным, что нужен сильный женский вокал.

Василий: Просто очень чувствовалось, что повествование должно исходить от женщины.

Иван: Примерно в ту же секунду демо-запись была отправлена Нине Кукарцевой. Наверное, отправлять такие сырые демо – моветон, но чем раньше покажешь идею песни, тем больше совместного в ней будет. Засесть и написать всю аранжировку – удел продюсеров-одиночек. Опыт саундсистем в этом смысле весьма привлекателен. Работать в подобном ключе с различными артистами андеграунда, возможно, одна из наших целей.

Выступление с Ниной Кукарцевой на «Итогах 2019 в Новым Роком» (съёмка — Паша Фишай)

Дмитрий: Когда мы отправили Мейзу трек «Vertical», то договорились, что на нём споет, собственно, Kiko.

Иван: Но он честно написал, что не может почувствовать трек, и предложил поработать над другой композицией, может более тёмной, как он выразился.

Дмитрий: Мы уже думали выпустить «Вертикаль» как инструментал (мы, кстати, всё же сделаем это, 15 мая выйдет инструментальная версия альбома). Но в последний момент Мейз нашёл нам вокал, и это была Фрэнки Балу. Мейз работает с ней уже не первый раз, ну а мы тоже довольны тем, что получилось.

Василий: Меня покорил её тембр и манера пения после первой же демки вокала на «Vertical». Находил её работы с другими музыкантами в сети… Ну что сказать, о вкусах не спорят, надеюсь, с нами она расширила рамки своих возможностей.

Иван: По правде говоря, мы пробовали много кого подтянуть на запись голоса в этой композиции, и то, что Мейз нашёл Фрэнки, стало приятным подарком.

О пост-продакшне

Дмитрий: Так получилось, что на супер-дорогое элитное сведение и мастеринг средств у нас не было и пришлось абсолютно всё делать самому (за исключением трека «Vertical», в котором часть работ по сведению выполнил Мейз). Вообще, наверное, более правильно, когда хотя бы мастеринг делает кто-то другой и в более профессиональных условиях. С другой стороны, только ты сам знаешь, как должен звучать. Это был первый мой опыт в полном цикле продакшна от начала до конца. Всё сделано в обычной хрущёвке в городе Дубна Московской области, ничего сверхъестественного. Конечно, хотелось бы нормальную студию с нев***енной (отличной – прим. ред.) акустической обработкой и кучей топового оборудования, но пока таких возможностей нет. У меня есть несколько аналоговых синтезаторов, средней мощности комп, который более-менее тянет всю обработку, и 2 пары студийных мониторов. И пока этого вполне достаточно. А вокал и гитара были записаны на других студиях в Томске.

86500005

О сравнениях с Massive Attack

Василий: Никогда не фанател с Massive Attack, но знаю, что они крутые (в особенности их лайв выступления). Так что такое сравнение только льстит.

Дмитрий: Не Massive Attack единым. Изначально бристолькая сцена – это то, чем болел Ваня. Мне тоже нравится, но я наоборот, кажется, уводил звук в совершенно другую сторону. Нас как-то спрашивали уже про список инфлюенсов, и на самом деле он настолько большой, может когда-то он и будет, и там будет около 50 исполнителей, как минимум. Но разве кому-то интересно такие списки составлять? Просто влияние в нашем случае вовсе не обязательно будет очевидным, у музыкантов же как – если что-то серьёзным образом повлияло на звучание и его концепцию, этого всё равно может не заметить ни один слушатель. Например, совершенно точно одно из самых больших влияний – это Tangerine Dream и Клаус Шульце, но кто бы это понял, если бы я сам не сказал?

86500016

О лейбле Mindmap

Иван: В современном мире на лейбл попасть достаточно просто. Но мы не знаем как. Когда основная часть работы была сделана (за исключением голоса на «Vertical») Creativemaze сказал, что может показать наш альбом герру *** (по условиям контракта имя владельца Mindmap мы назвать не можем, но это довольно известный на мировой электронной сцене музыкант). Мы залили альбом на SoundCloud, отправили ему прайват линк, а через неделю уже обсуждали детали контракта.

О клипе

Иван: Клип – это следствие чуть ли не самой приятной реакции, которая может быть на релиз: с тобой связываются другие творческие ребята и говорят: «Какой классный трек, мы хотим снять клип». Даниил Маракешин и Ксения Гребнева из Cab’s Prod именно такими людьми и были. Встретились, раскрыли идеи и взяли на себя большую часть работы. Разрозненные и красивые картинки собрать в понятный сценарий помогла Катерина Легушева, обратив наше внимание на Стругацких. Собственно, от нас оставалось всего ничего – найти около сотни детей. Через друзей и детские модельные агентства Томска нашли 130 юных актёров (количество я помню по соответствующему количеству пачек M&M’s), а потом морозили их в осеннем поле около 3-х часов.

Про онлайн-концерты

Дмитрий: Конечно, можно сказать, что мы нонконформисты и против таких трендов, и поэтому типа нет, но не поэтому. Мы действительно не планируем, хотя бы потому, что сейчас нет технической возможности это сделать. Однако, чуть позже мы планируем нечто другое. Мне всегда нравились штуки вроде Radiohead — From the Basement, типа как студийный лайв. Но ещё больше мне нравится, когда такие вещи снимают с какими-нибудь интересными приколами или в необычных местах, не так просто, как делают, к примеру, на KEXP. Конечно, это будет недёшево, но это мечта, которую я давно хотел реализовать ещё с Lavalampa и до сих пор не перегорел этой идеей.

IMG_5920


Использованы фото: Дарьи Журавлёвой, Павла Рыскаленко и Данила Шостака.

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*